Вторник, 19.03.2024, 11:40
Приветствую Вас, Гость

Шкляева Ольга Николаевна         

Музыкальный руководитель,  среднее специальное, педагогический стаж 29  лет,

стаж в данной должности –29 лет.

Квалификационная категория: высшая       

 

   

Музыка – средство формирования эмоциональных переживаний дошкольника на современном этапе.

В какой период жизни ты можешь помечтать?

В какой период жизни во сне можешь летать?

Смеяться беззаботно, хоть только что ревел

Когда ты без стесненья в «скакалку»  песни пел?

            Когда ты можешь куклам приказывать и шить?

            Когда имеешь право ты кем угодно быть:

            Сегодня президентом, вчера был журналист

            Счастливые моменты –  ты признанный артист!

Поклонников вдруг море, из стульев – лимузин

На нем,  не зная горя,  ты едешь в магазин

Потом вдруг пересадка – садишься в самолет

Расставив руки – крылья, ты начал свой полет

            Нет рамок для фантазий, все просто и легко

            И если напроказил – тебе прощают все.

            Когда не осуждают наивность и кокетство?

            Что за период жизни? Конечно это… ДЕТСТВО!   (О. Шкляева)

Трудно поспорить с тем, что детство – лучшая пора в жизни человека.   Поэтому, главная задача педагогов ДОУ:  обеспечить малышей радостью, безоблачностью и воспитать, то есть дать питание для души и сердца каждого ребенка.  Воспитать по-настоящему цельную  личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное и интеллектуальное начало - весьма нелегкая задача.     Что для этого нужно?  В первую очередь наличие среды, вызывающий  положительный эмоциональный отклик у ребенка.

            Но в последние годы появляется все больше  детей с нарушениями психо-эмоционального  развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность.  Замыкаясь на телевизорах, компьютерах дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. И как следствие,  современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому формирование эмоциональной сферы,  детских переживаний считаю очень актуальным и важным.

Из всех видов искусства, на мой взгляд, музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека и занимает особое, уникальное   место в воспитании дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов), она отражает отношение человека к миру.  А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Поэтому обладая всеми характеристиками искусства, музыка для дошкольника является: способом самовыражения, способом познания и понимания окружающего мира, и универсальным способом жизнедеятельности.           

   

      

 

Коллектив  нашего детского сада  работает в рамках концепции целостного развития  дошкольника и его социокультурного воспитания.  Ведь предназначение дошкольного возраста не столько в овладении ребенка знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки образа «Я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей, а также формирование социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

В связи с выходом в свет ФГТ и ФГОС,  в педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогический стиль общения педагога и ребенка, педагога и педагога, привлекательные для всех формы организации деятельности.  Но,  проблема в том, что  все мы, имея наличие любви к музыке, желание поделиться своими впечатлениями, даже,   нередко,  увлекая общением с прекрасным,  забываем о содержании, которое влияло бы благотворно.  А содержанием воспитания,  как правило,  становится развлекательная музыка, что,  к большому сожалению, часто радует и детей, и родителей и что греха таить – нас воспитателей. Сейчас многим нравится проведение разнообразных шоу на материале дешевой поп-музыки, веселящей взрослых и оглупляющей детей. Хочу напомнить,  что слушая и исполняя произведения низкого художественного уровня и видя положительное отношение к ним взрослого , ребенок дезориентируется в представлениях о красоте музыки, о ценностных эталонах музыкального искусства.  Чтобы исключить эту проблему, в нашем детском саду четко составляется перспективное планирование НОД, праздников и развлечений с учетом реализуемых задач и с учетом приоритета художественно- эстетического и физического развития ДОУ. Праздничные даты отмечаются по-разному, не только в виде утренников, но и в виде развлечений, тематических или комплексных занятий. Традиционные праздники, это: Осенины, Новый год, 8 марта, Выпуск в школу. А дополнительные к названным проводятся,  как правило,  не силами детей, а в свободных формах – «для детей», или всем коллективом ДОУ, или совместно с родителями, где они не потребители зрелищ, а прямые участники,  или с привлечением социума. Ярким примером является проведение конкурса для девочек «Коса – девичья  краса», в самом названии вложен эталон  истинной, русской красоты,  мы не назвали этот конкурс, например «Мисс Вселенная»,«Конкурс чтецов», «Праздник доброты» – именно они нас связывают с реальной жизнью.

              Доказано, что избыток праздников, особенно отрепетированных, мешает планомерному музыкальному развитию детей, внося в работу элементы показухи, нервозность в общении педагогов с детьми и с взрослыми.  При таком подходе возникают ситуации «гонки, натаскивания, муштры». Поэтому мы пришли к выводу, что необходим приоритет культурных ценностей в содержании образования, где задачи решаются в тесном сотрудничестве  разных специалистов.  Безусловно, музыкальный руководитель, оставаясь «культурным центром» занимается музыкально-педагогическим просвещением коллег, оказывает  поддержку в развитии музыкальной культуры, исполнения, эрудиции. В подтверждение выше сказанному, у нас  периодически проводятся «Музыкальные гостиные». Мы приглашаем педагогов и учащихся музыкальной школы, профессионалов – вокалистов, учащихся воскресной школы и др. Так как музыкальные гостиные чаще носят характер встреч с интересными людьми, то разнообразие музыки и других видов художественной деятельности предопределяет органичное включение в любое событие жизни. 

              Такой своеобразный комплексный подход предполагает развитие способности воспринимать прекрасное не только в контакте с музыкой на музыкальных занятиях, но и при общении в любом виде искусства в повседневной, обыденной жизни.Интересным и ценным считаю мероприятие, пропитанное духовно-нравственным содержанием, любовью, это – Праздник Пасхи. ( сам праздник Пасхи для нас стал  способом  познания и понимания окружающего мира – универсальное средство,  преодолевающее  границы и время). И в конце мне все- таки хочется снова  сказать о наших детях и привести один пример, который подтверждает, что наверняка современные дети в основном неуравновешенные, много нервозных и гиперактивных, в чем виноваты все – таки мы и время, но в их сердцах столько любви, что хватит на всех нас и даже на то, что бы у России было будущее. Один мальчик четырех лет, каждый раз, входя в зал на занятие,  начинает мне рассказывать почти одну и ту же историю на своем трудно понятном языке, заполненном современным, я считаю родительским лексиконом:

«Смотри, какой у меня «навороченный мобильник», а дома есть «дивидюшник клевый». Я всегда смотрю человека паука и черепашку Ниндзя».  «А я не знаю такой мультфильм» - говорю ему я. И вдруг он так сочувственно, глядя мне в глаза, прижимается ко мне и говорит: « Я люблю тебя, ты придешь ко мне в гости?». И начинает объяснять,  где находится его дом. И так почти каждый раз, меняется только содержание чуть- чуть в связи с новыми семейными приобретениями. Так вот, если разобраться, то, скорее всего он любит не меня, он ассоциирует меня с музыкой. Он любит музыку, которую я  вношу в жизнь детей.  

            Значит, если мы с вами будем носителями культуры и жить в состоянии постоянного творческого поиска, то наверняка, эмоциональные переживания детей да и родителей тоже, будут носить  положительный, добрый характер. А это значит круг нашего взаимодействия расширился и у нас с вами много работы на перспективу, в процессе которой обогащаются все стороны, в том числе и дети, особенно если это происходит в интересных, инновационных условиях.